20.08.2023

Топонимика комсомола Подмосковья. Жуковский. Улицы Комсомольская, Молодежная. Памятник бронепоезду Москвич

Город Жуковский чтит своих героев. Имена летчиков-испытателей и Генеральных конструкторов носят улицы, площади, набережные и скверы города.

Но есть исключения. В восточной части города, в лесопарковой зоне, там, где теснились бараки строителей города, по предложению Андрея Николаевича Туполева было решено построить дом для работников Летно-испытательной и доводочной базы.
От 1,5 до 2 лет работала на стройке молодежь ЛИиДБ и пятиэтажка была отдана под заселение молодым семьям. Приближалось 40-летие ВЛКСМ и не было сомнений в названии улицы: дом № 10 был сдан в эксплуатацию в 1958 году, а улица была названа Комсомольской.

Сейчас на улице 10 сооружений, 9 жилых домов и дом № 9 – Детская спортивная школа.


Жуковский ГК ВЛКСМ, принимая самое активное участие в строительстве ДЮШ, в течении всего периода строительства и особенно на завершающем этапе в 1977-1978г.г. на стройке работал ударный комсомольский отряд, сформированный из молодежи предприятий и организаций города. На ежедневных планерках, которые проводились на самой стройке обязательно присутствовал или Зав. отделом или инструктор ГК ВЛКСМ для оперативного управления отрядом.

На южной части города, в новом строящемся микрорайоне, в 1971 году по решению исполкома Жуковского городского совета депутатов трудящихся за № 556/24 от 10 ноября 1971 года улице Московской было присвоено название Молодежная.
Сейчас на улице Молодежная расположены Детская школа искусств №1 (дом №10), средняя школа №9 (дом №9) детский сад (дом №46).




Интересна судьба дома №22. В период обмена комсомольских документов в 1975-1977г.г. Городскому комитету ВЛКСМ были выделены дополнительные площади в этом доме. Обмен документов завершился и помещения удалось сохранить в виде Молодежного центра при ГК ВЛКСМ.


В МЦ работали кружки и творческие объединения. Шахматная школа «2-ой ШАХ», кружок чеканки по металлу, кружок резьбы по дереву, радиокружок, клуб бальных танцев, клуб самодеятельной песни. Наиболее популярным в городе стали первые в СССР дискотеки.

Памятник бронепоезду « Москвич»

5 апреля 1942 года рабочие предприятий поселка Стаханово (в настоящее время г.о. Жуковский) передали в действующую армию собранный ими бронепоезд «Москвич». В работе принимали участие сотрудники Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н.Е. Жуковского, треста «Стальконструкция», комбината «Красный Октябрь», артели «Целлулоид», Райпромкомбината, Раменского отделения Мособлэлектро. Строительство «Москвича» — это еще один пример сплоченности советских людей на пути к Победе.

Инициатива создания бронепоезда принадлежала рабочим строительного участка № 181 треста «Стальконструкция», располагавшегося на территории ЦАГИ. Идею поддержали Раменский горком ВКП(б) и Московский обком партии.

Строительство «Москвича» началось поздней осенью 1941 года. Состав включал шесть железнодорожных платформ и паровоз. Несмотря на сложные условия и сжатые сроки, конструкторы постарались предусмотреть все, что будет необходимо бойцам для жизни на колесах. Так, помимо мощных оружий и пулеметов, поезд оборудовали артмастерской, клубом с киноустановкой, баней, парикмахерской, санчастью, кухней и даже сапожно-портняжной мастерской.

Каждый вагон строители обшивали бронированными листами. Часть из них была деформирована - приходилось срочно исправлять. С наступлением зимы ударили сильные морозы. Сварные швы не выдерживали холода и трескались. Чтобы этого избежать, вагоны разогревали изнутри. Несмотря на тяжелые условия, нехватку продовольствия, строители работали по 16-18 часов в сутки. Когда стало не хватать материалов и людских ресурсов­ и завершение бронепоезда оказалось под угрозой, на помощь «Стальконструкции» пришли рабочие других предприятий Раменского района, том числе, сотрудники ЦАГИ, не покинувшие институт во время его эвакуации.

К делу строители бронепоезда подходили основательно. Колеса и буксы закрыли специальными «фартуками» из брони. Внутри каждой бронеплощадки были установлены механические вращающиеся стальные башни для пушек, а в полу устроили специальные люки с крышками. Корпус паровоза и кабину машиниста также обшили стальными листами. Много усилий потребовала сборка дверей с двойной бронированной обшивкой.

В 1942-1943 гг. команда бронепоезда громила врага по направлению Ленинград-Болхов. Затем состав вернулся в ЦАГИ для ремонта башен, дверей и вагонов. Окончание войны он встретил, сражаясь в районе Кенигсберга. Всего «Москвич» совершил более 600 боевых налетов на огневые позиции врага. Огонь его орудий уничтожил тысячи вражеских солдат, пять артиллерийских и минометных батарей, 26 отдельных орудий. Также бронепоезд сбил несколько самолетов противника.

Память о «Москвиче», его создателях и бойцах увековечена в г.о. Жуковский. На месте, где бронепоезд был передан Красной армии, в год 30-летия Победы в Великой Отечественной войне 5 июля 1975 года был открыт памятник. Одним из строителей бронепоезда «Москвич» был сотрудник ЦАГИ Точилин Кирилл Иванович. В 70-е годы он был избран председателем городского Совета ветеранов и стал главным инициатором создания памятника бронепоезду. Решениями ГК КПСС, ГК ВЛКСМ и городского Совета коллективу ЦАГИ было поручено создание монумента по проекту архитекторов Владимира Константинова, Юрия Бокринева и Валентина Струкова. Контроль за изготовлением и последующим монтажем памятника осуществлял заместитель секретаря комитета комсомола ЦАГИ Мухаметшин Фарит Мубаракшевич, ныне Член Совета Федерации ФС РФ, доктор политических наук, професор. Шефство над памятником взял на себя Жуковский Дом детского творчества.














Яндекс.Метрика