15.02.2026

ЖЗКП. Горюнов Петр Максимович

Самородок-оружейник из деревни Каменка.


К 124-летию знаменитого конструктора Горюнова Петра Максимовича, советского конструктора стрелкового оружия, лауреата Сталинской премии первой степени.

В начале XX века, когда Россия переживала кризис и трансформацию, в маленькой деревне Каменка (Озерский район) Московской области родился Петр Горюнов. 1 января 1902 года в бедной крестьянской семье, где каждый день был наполнен трудом и простыми радостями жизни. Окончил три класса церковно-приходской школы в своём селе. В десять лет он уже умел читать и писать. Его путь в мир техники начался с мечты о чем-то большем, чем простой крестьянский труд. В 1916 году он поступил на работу слесарем на Коломенский машиностроительный завод — первое место, где он почувствовал вкус к технике и понял, что его талант может изменить мир.

В 1918 году, когда началась Гражданская война, Петр Горюнов впервые почувствовал, как его жизнь переплетается с судьбой страны. Вместе с другими рабочими он с оружием в руках защищал завоевания Октябрьской революции. Эти годы, проведенные в боях, стали для него не только испытанием, но и уроком.

Петр Горюнов прошел всю Гражданскую войну. Был пулеметчиком и много пронес на себе знаменитый пулемет «Максим». Красноармеец изучил этот пулемет досконально. Он был надежным, метким, но тяжелым — общая масса на станке и с наполненным водой кожухом — 72 кг. Он понял, что техника — это не просто инструмент, а сила, способная спасти жизни и защищать родину. После окончания войны, в 1923 году, Горюнов вернулся в Коломну, на свой завод, где снова начал работать слесарем. Осознанно вступил в ряды комсомола.

Зимой 1930 года на завод приехал военный представитель Ковровского оружейно-пулемётного завода. Горюнов встретился с ним и высказал свою мечту об усовершенствовании пулемета «Максима». Военный представитель записал его данные, а вскоре Горюнову пришло приглашение к новому месту работы. В марте того же года Пётр переехал в город Ковров Владимирской области и поступил работать на Ковровский завод слесарем-монтажником. В декабре 1931 года он получил должность техника в бюро рационализации и изобретательства, а в феврале 1933 — перешёл в опытную мастерскую завода в качестве слесаря-отладчика.

Работал в группе со знаменитым конструктором Г. С. Шпагиным. Рабочие говорили, что у Горюнова золотые руки: там, где даже конструктор не видел решения проблемы, он доводил все до нужного совершенства, устраняя недостатки. Петра Максимовича называли «огневым человеком», подчеркивая его энергию, знание оружия в совершенстве. «Может вслепую определить марки стали» — еще одно меткое образное выражение в адрес Горюнова.

На заводе Горюнов прошел путь от слесаря-монтажника до знаменитого конструктора. Его ум и трудолюбие заметили руководители, и вскоре он стал частью кадровой школы завода. В середине 1930-х годов, во время подготовки к Великой Отечественной войне, Горюнов начал работать над разработкой новых образцов оружия. Его первое крупное достижение — станковый пулемет СГ-43, который стал основой для дальнейших инноваций. В 1941 году, когда фашисты вторглись в СССР, Горюнов понял, что его работа становится частью войны. СГ-43 был запущен в серийное производство, и он превратился в основной пулемет советских частей. Его использование на передовой стало критически важным, особенно в битвах за Москву и Сталинград. Горюнов не только создавал оружие, но и помогал в его производстве, лично проверяя качество и обучая рабочих.

В мае 1942 года в соответствии с распоряжением наркома вооружения СССР был объявлен конкурс на разработку новой конструкции станкового пулемета взамен «Максима» обр. 1910 г. В конкурсе приняла участие и конструкторская группа Петра Максимовича Горюнова.


«Его вклад в разработку оружия был не только техническим, но и моральным. Он знал, что каждый пулемет — это возможность защитить родную землю. Его работа стала частью коллективного героизма советского народа, и его имя стало символом упорства и таланта».

О себе заявил ещё один конструктор, дотоле неизвестный. Им был Пётр Максимович Горюнов, работавший на Ковровском заводе. Он был немолод, с нами проработал лет пятнадцать, слыл изумительным мастером, но никогда не проявлял себя ни как изобретатель, ни как конструктор.
И вдруг однажды чуть свет Горюнов является ко мне с большим свёртком. Это было летом 1942 года.
— Василий Алексеевич, посмотрите на модель моего пулемёта. Много раз собирался к вам, да всё как-то стыдился.
Я осмотрел модель Горюнова и, признаюсь, не поверил своим глазам. Модель была задумана с учётом новейших достижений оружейной автоматики.
— Когда же ты это сделал, Максимыч? — спросил я.
— Задумал давно, а модель собрал в последнее время, когда прослышал, что перед нами поставлена задача: «Создать новый станковый пулемёт!»
Автор: В. А. Дегтярев (открытые источники)

Станок для пулемёта был разработан В. А. Дегтярёвым. Постановлением ГКО СССР № 3575 от 16 июня 1943 года 7,62-мм станковый пулемёт системы Горюнова образца 1943 года (СГ) на колёсном станке конструкции Дегтярёва был принят на вооружение Красной Армии.

В 1946 году Горюнову посмертно, в числе других конструкторов, принимавших участие в разработке СГ-43, была присуждена Сталинская премия.

Награды:

12 июня 2015 года в Коврове, на доме в котором жил Пётр Горюнов, установили мемориальную доску.



7 февраля 2020 года Банк России выпустил в обращение памятную монету номиналом 25 рублей «Конструктор оружия П. М. Горюнов» из серии «Оружие Великой Победы» (конструкторы оружия).

Наследие и память.

После смерти Горюнова, в 1943 году, его вклад в науку и технику был признан нацией. В 1946 году, посмертно, ему была присуждена Государственная премия СССР, а также орден «Знак Почета» (1942 год), орден «Трудового Красного Знамени» (1943 год). Его имя вписано в историю советского оружейного дела как имя талантливого инженера, чья работа спасала жизни и укрепляла оборону страны. Сегодня, в музеях и архивах, его имя упоминается как часть истории советской науки. Его племянник, Михаил Горюнов, продолжил дело дяди, вдохновляя новые поколения инженеров. Петр Горюнов остался не только конструктором, но и символом того, как талант и труд могут изменить мир.

Заключение.

Петр Горюнов — это история о том, как человек из крестьянской семьи смог изменить историю. Его путь от слесаря до конструктора — это путь от труда к таланту, от простых людей к созданию великих достижений. Его работа не только укрепила оборону СССР, но и вдохновила новые поколения на стремление к знаниям и упорству. Горюнов оставил после себя не только оружие, но и наследие, которое живет в сердцах тех, кто верит в силу человеческого разума.

ИСТОРИЯ В ЛИЦАХ. ЖЗКП

…В 1943-м его назвали самородком

Вчера, 2 февраля исполнилось 120 лет со дня рождения конструктора стрелкового оружия, лауреата Государственной премии СССР Петра Максимовича Горюнова (1901–1943 гг.).

Однажды довелось услышать рассказ, как впервые оказавшийся в Коврове через несколько лет после Победы офицер, демобилизовавшись, устраивался на работу на завод имени В. А. Дегтярёва и узнал, что именно здесь среди многого другого выпускали пулемет СГ-43, именно здесь работал и сконструировал это оружие Петр Максимович Горюнов. Услышав об этом, офицер-фронтовик сказал: «Если бы вы знали, сколько тысяч наших солдат он спас своим пулеметом!..» Самому конструктору не суждено было услышать эти слова — Горюнов умер 23 декабря 1943-го, через полгода после принятия на вооружение СГ-43. В 1946 году была присуждена Сталинская (Государственная) премия ему (посмертно, хотя в постановлении этого слова не было) и его главным помощникам — Михаилу Михайловичу Горюнову (племяннику Петра Максимовича) и Василию Ефимовичу Воронкову (все трое начинали слесарями и выросли в конструкторов-изобретателей), а также за станок к пулемету — начальнику КБ-2 Василию Алексеевичу Дегтярёву. Но оценка того, что он успел сделать для будущей Победы, была дана в дни прощания с П. М. Горюновым в некрологе, опубликованном 25 декабря 1943 года в газете «Правда» (в ту эпоху — главной официальной газете Советского Союза):

«Конструктор-самородок, тов. Горюнов, наделенный от природы пытливым творческим умом и большими способностями, упорный в труде, в последние годы целиком отдаётся изобретательской работе. Горячий патриот Родины, тов. Горюнов в дни Отечественной войны упорно работает над созданием нового образца вооружения и успешно завершает эту работу, обогатив нашу боевую технику новым совершенным оружием». Некролог подписали народный комиссар вооружения СССР Д. Ф. Устинов, начальник Главного артиллерийского управления Красной армии Н. Д. Яковлев, заместители наркома, директор завода № 2 в Коврове В. И. Фомин.

В опубликованном рядом постановлении Совета Народных Комиссаров СССР (правительства страны) «Об увековечении памяти умершего конструктора Горюнова П. М. и оказании материальной помощи семье покойного», в частности, предусматривалось «учредить в Ковровском механическом техникуме Наркомата Вооружения 5 стипендий по 400 рублей каждая имени т. Горюнова П. М. для наиболее выдающихся студентов-отличников техникума». Трудно сказать, был ли еще в те годы подобный пример таких почестей. Ведь провожали в последний путь не крупного руководителя, увенчанного высшими наградами и званиями, а рядового конструктора из отдела главного конструктора завода № 2, который при жизни был награжден только орденом «Знак Почета» в январе 1942 года. Но уже тогда было ясно, что значил новый пулемет, который Красная армия получила в середине войны.

ТРИ КЛАССА И ШКОЛА ЖИЗНИ КОНСТРУКТОРА

Начало жизни и профессиональной деятельности П. М. Горюнова мало чем отличалось от тех дорог, которыми шли многие другие оружейники его поколения, включая таких корифеев, как С. Г. Симонов и Г. С. Шпагин (у них разница в возрасте всего несколько лет). Он родился в деревне Каменка Коломенского уезда Московской губернии 2 февраля 1901 года. Окончив три класса начальной школы, в 11 лет начал работу учеником слесаря на Коломенском машиностроительном заводе. Перерыв был на время службы в Красной армии в 1918–1923 годах. Думал ли тогда Петр Максимович, служивший в Гражданскую войну пулеметчиком, что главным делом его жизни станет создание нового пулемета для солдат Великой Отечественной? Но до этого было продолжение работы слесарем на Коломенском заводе — в судостроительном цехе, вагоно-слесарно-сборочном. В 1930 году Горюнов с семьей переехал в Ковров и до конца своей недолгой жизни работал на заводе № 2 имени К. О. Киркижа. Проявив себя в рационализаторской работе, в 1933 году он был принят слесарем-отладчиком в опытную мастерскую отдела новых конструкций и стандартов. Здесь Петр Максимович сполна воспользовался возможностью пройти совсем другую школу, начал приобщение к конструкторской деятельности.

По материалам «Энциклопедии ковровского оружия (1918–1966 гг.)» имя П. М. Горюнова как участника разработки перспективного образца впервые упоминается в документах 1938 года. На совещании при начальнике Центрального конструкторского бюро № 2 (наименование нашей конструкторской службы в тот период) 22 сентября был рассмотрен эскизный проект 7,62-мм станкового пулемета конструкции Горюнова — Крекина. По итогам совещания проект направили в Артиллерийское управление РККА. В знакомстве с новыми перспективными образцами, работе с другими специалистами рос опыт слесаря-отладчика и родился замысел создания ручного пулемета собственной конструкции. Помощниками Петра Максимовича, которого в 1940 году перевели на должность конструктора ОГК, стали мастер В. Е. Воронков и слесарь-отладчик М. М. Горюнов. Ручной пулемет прошел несколько этапов испытаний — не только на заводе, но и на подмосковном полигоне в августе и ноябре 1941 года. Он был легче дегтярёвского ДП, еще одно преимущество — был вариант не только дискового, но и ленточного питания. Но требовались серьезные доработки.

ПРЕВЗОШЁЛ И МАКСИМА, И ДЕГТЯРЁВА!

Случилось так, что ручной пулемет ГВГ (Горюнов — Воронков — Горюнов — таким было его первоначальное наименование) стал хорошей основой для выполнения новой задачи — создать станковый пулемет. К принятому на вооружение в 1939 году ДС-39 конструкции В. А. Дегтярёва было чересчур много замечаний, от него пришлось отказаться. В новом конкурсе соперничали конструкторы разных городов, но к началу 1943 года стало ясно, что выбирать предстоит один из двух ковровских пулеметов — или доработанный усовершенствованный под руководством В. А. Дегтярёва в КБ-2 вариант ДС, или созданный в ОГК группой П. М. Горюнова. Еще один пример (и подобных было немало в те годы), насколько сильной была в этот период ковровская конструкторская школа. Многократные испытания показали либо равенство обоих образцов по отдельным характеристикам, либо весомые преимущества пулемета Горюнова по другим важнейшим параметрам (кучность боя, живучесть, конструктивная простота и технологичность изготовления). А в сравнении с пулеметом системы Максима СГ-43 в боевом положении в полтора с лишним раза легче, не требовал водяного охлаждения, при этом отличался высокой надежностью. Станок со щитом позволял вести огонь не только по наземным целям, но и использовать пулемет как зенитный для стрельбы по воздушным целям. 14 июня 1943 года Государственный Комитет Обороны принял постановление № 3575сс (с грифом «Совершенно секретно») «Об организации производства 7,62-мм станкового пулемета Горюнова на заводе № 2 Наркомата вооружения». С третьего квартала 1943 года завод начал его серийный выпуск, и пулемет пошел на фронт. Одновременно готовилось дублирующее производство СГ-43 в Златоусте.

Там с П. М. Горюновым встретился заместитель наркома вооружения В. Н. Новиков, который вспоминал в книге «Накануне и в дни испытаний»: «Поздравив конструктора с удачей, я всё же сказал ему: — Опытный образец и серия — это не одно и то же. И станковый пулемет Дегтярёва приняли на вооружение. А когда стали выпускать серийно, он забарахлил. Следите за его производством, всё делайте в тесном контакте с заводом. — Не беспокойтесь, Владимир Николаевич, — ответил Горюнов, — я ведь рабочий и уж эти тонкости знаю. Редко бывает, чтобы пулемет получился сразу из модели. Что-то, безусловно, совершенствовали, вносили какие-то изменения (без этого в оружейном деле не бывает), но доводка горюновского пулемета оказалась настолько несложной, что даже у бывалых вооруженцев это до сих пор вызывает удивление». В опубликованных через 40 с лишним лет после Победы воспоминаниях В. Н. Новиков тоже не смог обойтись без слова «самородок», завершая свой рассказ о Петре Максимовиче Горюнове: «Скромный и неприметный на первый взгляд человек с ликом рабочего и талантом самородка-конструктора».

Источник публикации:
Газета «Дегтярёвец» № 4 от 3 февраля 2021 года, стр. 8–9.

Публикацию подготовила Татьяна Борзых. В городе Озёры краевед А. П. Доронина ввела в список известных людей города Озёры Горюнова П. М.

Материал подготовлен на базе материалов из открытых источников Н. И. Борзяковой.
Яндекс.Метрика