28.11.2024

Строители БАМа - 50 лет спустя. Воспоминания Кулешова Михаила Николаевича. Девиз водолаза: «Пока дышу – надеюсь».

 2024 год – это 50-летний юбилей Байкало- Амурской Магистрали, который отмечает вся страна. Озерское отделение Фонда поддержки ветеранов комсомола Подмосковья не осталось в стороне.

14 августа Озерского отделения Фонда совместно с Озерским отделением совета ветеранов организовали для бамовского сообщества торжественное мероприятие, на котором бамовцам были вручены Почетные грамоты и Благодарственные письма Фонда. Встреча бамовцев прошла в теплой, задушевной обстановке, которая завершилось чаепитием. Но не все озерчане-бамовцы могли присутствовать на этом мероприятии, поэтому Косарева Лидия Александровна встретилась с бамовцем Кулешовым Михаилом Николаевичем и взяла у него небольшое интервью.

Косарева Л.А.: Михаил, расскажите нам немного о себе.

Кулешов М.Н.: Я родился в 1961 году в Рязанской области Захаровского района в селе Лобково. Учился в селе Чернево. В комсомол вступил в 1976 году, затем учился в Москве на сварщика. Работал на Московском радиотехническом заводе. В ряды Советской Армии был призван в мае 1980 года. Учебка проходила на Украине, в городе Чернигове в школе водолазов. Спуски под воду проходили на реке Десна. Водолазы проводят под водой работы: по техническому обслуживанию и устранению аварийных ситуаций с инженерными сооружениями. Это одна из самых трудных и опасных профессий на земле.

Расскажите, пожалуйста, как вы стали водолазом, о подготовке к профессии водолаза и насколько она интересна и опасна.

Водолазы комплектовались костюмами сухого и мокрого типа, аквалангами открытой или закрытой системы дыхания. Весь комплект весит от 30 до 80кг: баллон, редукторы… Костюм двух видов – летний и зимний варианты. Под водой водолаз дышит воздухом, который закачивается компрессором в баллон высокого давления. Для того, чтобы стать водолазом, необходимо первоначальное обучение, как на любую рабочую специальность. Курс подготовки – 3 месяца. К постоянной работе человек мог приступить через полгода. В первую очередь в этом деле важна практика. Водолаз – это такая профессия, в которой человек должен обладать высоким уровнем знаний и иметь специальную подготовку, крепкое здоровье, в особенности стойкая психика. Также надо обладать рядом качеств: спокойствием, уравновешенным характером, умением принимать быстрые решения и четко мыслить в нестандартных ситуациях, обладать стрессоустойчивостью, отличным слухом, физической выносливостью и разборчивой речью. Под водой говорят хоть и немного, но всегда по делу.

Михаил, я знаю, что вы были на БАМе. Расскажите, пожалуйста, как вы попали туда?

После учебки, вместе с сопровождающим нас командиром, мы прилетели в Иркутск, а оттуда ехали поездом до Тынды, где 3 дня находились на железнодорожном вокзале, потому что не было билетов для нас. Эти 3 дня мы находились в экстремальных условиях, так как у всех закончились субпайки, которые выдавались нам в дорогу всего на один день. Привезли нас в поселок Маревый Тындинского района Амурской области в войсковую часть № 59302. Это небольшой военный городок под названием «Хозяйство Комарова», где мы жили в казармах. Приехали в ноябре на БАМ в кирзовых сапогах и шинелях, а на улице температура минус 50 градусов. Вот так встретила нас Сибирь-Матушка. Дальнейшая служба проходила в точках, где строили мосты и жили мы уже не в казармах, а в палатках. Солдатская бамовская палатка не похожа была на туристическую. Она надевалась на жерди, где вместо пола –кругляк-тонкомер из лиственницы, а в середине палатки стояла печь с горизонтальной трубой. Вмещалось в такую палатку 30 солдат. Спали на 2-х ярусных кроватях. Кормили плохо. Вот в таких условиях и жили военнослужащие срочной службы, строившие дорогу. Мы же были первопроходцами. Зимой и без того к опасной работе добавлялись жгучий холод и ветер. Через некоторое время нас перебросили на строительство моста на Зейском водохранилище в поселок Дипкун Амурской области Тындинского района. В январе 1981 года присвоили звание командир отделения, а в июле присвоили воинское звание сержанта. В этом же году был пущен в эксплуатацию Зейский мост, была торжественная церемония открытия. Как говорят мостостроители, БАМ – это мосты, соединённые небольшими участками железной дороги. На службе была самая главная задача - строить мосты разной категории сложностей.

А какие самые сильные воспоминание оставил у вас БАМ?

Наверное, самые сильные впечатления остались от бескрайних сибирских просторов, бесконечной тайги и красоты мест в любое время года. Как цветет багульник, и какое благоухание от него идет! Весной смотришь с одного берега реки на другой и видишь сиреневый берег от цветения багульника. Такую красоту надо видеть! А сколько летом ягод: земляника, голубика, дикая смородина, малина, морошка… Богата сибирская земля…

Помнится экстремальный случай, который произошел со мной на мосту. На пролете высоченного моста во время «дорабатывания» недоделок рукавицей, которую я попытался снять с руки, но не смог, зацепился за металлический лист. И этот лист потянул меня за собой вниз с моста, высотой с пятиэтажный дом. Тогда я чуть не улетел с моста. Спасибо друзьям-солдатам, стоявшим рядом, которые успели схватить меня за ноги и вернуть на мост. Слава Богу все обошлось тогда… Ведь я служил мостовиком-монтажником стальных металлоконструкций. Первая наша точка – 216 км от Тынды, где строили мост, потом на 187 км тоже строили мост. А на 447 км от Тынды расчищали площадку для постройки моста.

На втором году службы, приехав в отпуск домой, 21 марта 1981 года женился на своей невесте Галине, которая обещала меня дождаться из рядов Советской Армии и дождалась. За время службы мы с Галиной писали письма друг другу каждый день. А когда я вернулся на БАМ дослуживать, Галина была студенткой 3 курса МПМЗ г. Москвы. Помню, был период моего молчания в течении 3-х месяцев. Галина обращалась к командиру части с письмом, пыталась выяснить моё место нахождение. И вот уже 43 года мы вместе.

Я сама жила и работала на БАМе в поселке Чильчи и не понаслышке знаю условия проживания там. Поэтому хотела спросить, как у вас обстоял вопрос с водой?

Вода на трассе была привозная. Её хватало только на приготовление пищи и иногда на баню. «Водовозка» была боевой единицей и особо оберегалась. Иногда, чисто технически, «водовозки» просто не успевали обеспечить всех потребителей питьевой водой, тогда воду брали с реки летом, а зимой топили снег.

Расскажите о своих служебных обязанностях в армии в 80-е годы.

Мы строили разные мосты, временные мосты и сооружения на реках: , Дёс - на территории Хабаровского края, Татуал - приток Зеи, Гилюй - правый приток Зеи, чтобы подвозить продукты и стройматериалы на объекты. Зимой жизнь на БАМе не замирала. Именно морозы открывали плацдарм для работ на участках, куда летом сложно добраться. Большая часть магистрали проходила через вечную мерзлоту. Она задерживает влагу на поверхности, из-за чего образуются болотистые зоны - мари. Почва там настолько насыщена водой, что рядом с путями появляются целые озера. Грунт начинал «плыть», тяжелая техника проезжала с трудом.

Справка

Поселок Дипкун заложен в 1975 году воинами-железнодорожниками. Затем посёлок строился строительными бригадами из Подмосковья. В течение 10 лет «жилые вагончики» были полностью заменены капитальными типовыми сейсмоустойчивыми зданиями для землетрясений до 6 баллов по шкале Рихтера. Небольшой район, застроенный частными домами в восточной части, сейчас именуется «Подмосковьем». Жилые постройки были самыми разными, основным вариантом были строительные вагончики, из которых, как «лего», были составлены различные постройки. Они ставились в разных вариантах стена к стене и прорезались двери между комнатами. Присутствовали тут и дома из рубленных круглых бревен. А в восточной части была улица, состоящая из жилых бочек, это полноценный утепленный жилой модуль промышленного изготовления. Музей истории БАМа, расположенный в городе Тында, хранит множество материалов, рассказывающих о том, как складывались трудовые будни всех участников великой стройки. Они работали в условиях резко континентального климата, среди холодных горных рек и трудно проходимой тайги далеко от дома. Зимой надо было приспосабливаться к сибирским морозам, а летом спасаться от туч насекомых…

В 1982 году Михаил Николаевич Кулешов был награжден Правительственной наградой - медалью «За строительство Байкало-Амурской магистрали».

В 1984 году с семьей переехал на постоянное место жительства в город Озеры, где трудился в Озерском СМУ сварщиком, затем в ПАТП. Сегодня Михаил работает в ЧОП (частном охранном предприятии) в сельхозпредприятии города Озеры.


2024 год - это 50-летний юбилей Байкало- Амурской Магистрали. Низкий поклон ветеранам-бамовцам, которые, преодолев все трудности, построили эту так необходимую стране дорогу, обеспечив ее настоящее и будущее. Мы всегда будем хранить память о вашем трудовом подвиге. Поздравляю вас с 50 -летним юбилеем БАМа! И желаю вам и вашим родным и близким крепкого здоровья, счастья, долгих лет жизни и мирного неба над головой.





Воспоминания Кулешовых Михаила и Галины сентябрь 2024 год. Город Озеры Московской области

Зампредседателя Озерского отделения фонда поддержки ветеранов комсомола Подмосковья Л.А. Косарева
Яндекс.Метрика