Вчера мне позвонил мой старый знакомый и сообщил, что его друг в 1972 году работал в составе студенческого строительного отряда в поселке Тындинском на БАМе. Дал мне адрес, но предупредил, что Сергей не шибко общительный. Иду, чтобы пообщаться с бывшим студентом МИИТа, побывавшем 52 года назад на строительстве самой крупной в мире железнодорожной магистрали.
Звоню. Дверь открывает мужчина небольшого роста. Знакомимся. «Озерское отделение фонда поддержки ветеранов комсомола Подмосковья к юбилею собирает воспоминания участников строительства БАМ и атрибутику тех лет для музея комсомола», сообщаю я. Сергей немного помолчал и говорит: «Так об этом событии хорошо написал Андрей Елисеев в газете «Гудок» еще в 2010 году и мне добавить почти нечего…». После небольшого диалога обещал подумать и перезвонить.
Андреев Сергей Павлович уроженец 1954 г.р. города Озеры. Учился в озерской средней школе № 9. В 1968 году вступил в комсомол, очень любил спортивные занятия и соревнования по лыжам и плаванию. После школы поступил в Московский институт инженеров железнодорожного транспорта (позднее МИИТ). Тема БАМа муссировалась среди студентов, а в институте был уже создан студенческий строительный отряд проверенных крепких ребят. В 1972 году весной был брошен клич: «Кто хочет проверить свои силы и понять будущую специальность вначале обучения !?...»
Среди самых первых оказался и наш бывший студент МИИТа Сергей Андреев.
МЫ БЫЛИ ПЕРВЫМИ!
Из воспоминаний Сергея Павловича.
Уже в июне 1972 года ССО МИИТа отмечали 13 годовщину со дня основания ВССО в СССР ударными поступками в таежной Сибири в свободное от учебы время.
Студенческий отряд ССО МИИТ в 1972 году насчитывал более 400 человек. Летели самолетами с пересадками. Сначала Москва- Омск, Омск-Чита, от города Читы ехали поездом по железнодорожной дороге до станции Сковородино. Далее машинами до поселка Тында еще 140 км.
Первый, первая, первые… Эти слова часто слышали на БАМе. Первый таежный десант. В январе 1972 года на восточной окраине поселка Тындинский появились первые строители будущего БАМа, из только что сформированного в то время управления "Бамстройпуть". Поселок Тындинский находился среди сопок, поросших тайгой, и мало кому известный.
Наш герой имеет самое прямое участие к этим событиям. Многие хотели строить БАМ в то время…
Наметили объемы работы с начальником участка и комиссаром. В обязанности студентов – строителей входили подготовка площадок под строительство посёлка, прорубка просек для дорог, строительство складов и жилых домов и.т.п. Строительная смена занимала обычно два месяца. Путь ССО начинался задолго до намеченной даты отправки на объект: за три месяца до отъезда все прошедшие отбор в обязательном порядке прививались тремя прививками от энцефалита. Далее те, кому удавалось досрочно закрыть сессию, отправлялись домой за соответствующей одеждой от комаров, клещей, москитов и прочей живности. В будущем отряд делился на бригады, которые были ответственны за свой фронт работ. Подъём бригады был в полседьмого утра, далее – завтрак и путь до объекта, где мы и проводили почти весь световой день, прерываясь только на походы в столовую и часовой отдых. Питались четыре раза в день. Условия проживания были полевыми. Жили в палатках. Днём температура достигала до +30 градусов, а ночью опускалась до нуля.
В итоге построили семь домов на две семьи в два ряда без отделки, а для этого нужно было подготовить площадку, вырубить лес. Позднее рыли котлован и заливали бетоном фундамент для большого жилого пятиэтажного дома-общежития. Использовались буровые отбойники, экскаваторы, так как летом земля оттаивала всего на полметра. Одним словом, работать приходилось в условиях вечной мерзлоты.
Здесь особый климат, другая атмосфера, чистый воздух, горы. Вслед за подснежниками в районе дороги Нерюнги –Тында обильно цвели ароматные кусты багульника насыщенного фиолетово-розового цвета.. И так хочется пропеть слова из песни: «Где-то багульник на сопках цветет, кедры вонзаются в небо»…
Справка. В Тындинском регионе Дальневосточной железной дороги полным ходом идет проектирование новых разъездов. На карте БАМа среди станций, большинство которых носят эвенкийские названия, скоро появятся новые разъезды, названные в честь первопроходцев, мостовиков и студентов. Кроме того, на БАМе увековечат память о студентах, которые приезжали на стройку века.
ПУСТЬ КАЖДЫЙ ПРОЙДЕТ СВОЙ УЧАСТОК ПУТИ!
Закончив институт по специальности инженера путей сообщения был распределен в город Мичуринск. Поработал совсем немного. И вот в 1979 году получил предложение от военкомата послужить в звании лейтенанта в железнодорожных войсках на главной стройке века БАМе в поселке Февральск Амурской области.
Летели самолетами и вертолетом до поселка уже с семьей. Работали на трассе Меун – Федькин ключ (сейчас ст. Иса) отсыпали земляное полотно под железную дорогу, впереди шли только вальщики леса. Здесь была глухая тайга и тучи мошкары, летом жарко, а зимой холодно и ветренно. Климат был резко-континентальный с муссонными чертами.
Поселок Февральск располагался на болотистых местах. Воинская часть была огорожена деревянным забором. Под одной крышей собрались и дружно работали люди со всех пятнадцати союзных республик. На территори части находился лазарет, но люди болели редко. Продовольственное снабжение в поселке было хорошее.
Самое сильное воспоминание Сергея Павловича: «В 1980 году был командирован в столицу БАМа –Тынду. Как много изменилось за восемь лет?! Увидел «Новую Москву» с теми же улицами: Красная Пресня, Московских строителей, Московский бульвар. Кинотетр, кафе «Арбат», ДК культуры, аптека, магазины, освещенные улицы и даже с рекламой. Высотные дома, скверы и парки. Везде был асфальт. А вокруг города величественные сопки.
В городе все напоминало о комсомольских временах. Есть даже музей истории строительства БАМ, украшенный тематическими муралами аж из трех корпусов. Молодой город с населением 50 тысяч человек. Тында получила статус города в 1975 году. Во дворе стоит бочка, в которой жили первые строители БАМа. Советской молодежью был сделан такой качественный рывок в промышленности и градостроениии на БАМе!
Стихи А. Бурматова: Амурская область п.Февральск,
Уже в июне 1972 года ССО МИИТа отмечали 13 годовщину со дня основания ВССО в СССР ударными поступками в таежной Сибири в свободное от учебы время.
Студенческий отряд ССО МИИТ в 1972 году насчитывал более 400 человек. Летели самолетами с пересадками. Сначала Москва- Омск, Омск-Чита, от города Читы ехали поездом по железнодорожной дороге до станции Сковородино. Далее машинами до поселка Тында еще 140 км.
Первый, первая, первые… Эти слова часто слышали на БАМе. Первый таежный десант. В январе 1972 года на восточной окраине поселка Тындинский появились первые строители будущего БАМа, из только что сформированного в то время управления "Бамстройпуть". Поселок Тындинский находился среди сопок, поросших тайгой, и мало кому известный.
Наш герой имеет самое прямое участие к этим событиям. Многие хотели строить БАМ в то время…
Наметили объемы работы с начальником участка и комиссаром. В обязанности студентов – строителей входили подготовка площадок под строительство посёлка, прорубка просек для дорог, строительство складов и жилых домов и.т.п. Строительная смена занимала обычно два месяца. Путь ССО начинался задолго до намеченной даты отправки на объект: за три месяца до отъезда все прошедшие отбор в обязательном порядке прививались тремя прививками от энцефалита. Далее те, кому удавалось досрочно закрыть сессию, отправлялись домой за соответствующей одеждой от комаров, клещей, москитов и прочей живности. В будущем отряд делился на бригады, которые были ответственны за свой фронт работ. Подъём бригады был в полседьмого утра, далее – завтрак и путь до объекта, где мы и проводили почти весь световой день, прерываясь только на походы в столовую и часовой отдых. Питались четыре раза в день. Условия проживания были полевыми. Жили в палатках. Днём температура достигала до +30 градусов, а ночью опускалась до нуля.
В итоге построили семь домов на две семьи в два ряда без отделки, а для этого нужно было подготовить площадку, вырубить лес. Позднее рыли котлован и заливали бетоном фундамент для большого жилого пятиэтажного дома-общежития. Использовались буровые отбойники, экскаваторы, так как летом земля оттаивала всего на полметра. Одним словом, работать приходилось в условиях вечной мерзлоты.
Здесь особый климат, другая атмосфера, чистый воздух, горы. Вслед за подснежниками в районе дороги Нерюнги –Тында обильно цвели ароматные кусты багульника насыщенного фиолетово-розового цвета.. И так хочется пропеть слова из песни: «Где-то багульник на сопках цветет, кедры вонзаются в небо»…
Справка. В Тындинском регионе Дальневосточной железной дороги полным ходом идет проектирование новых разъездов. На карте БАМа среди станций, большинство которых носят эвенкийские названия, скоро появятся новые разъезды, названные в честь первопроходцев, мостовиков и студентов. Кроме того, на БАМе увековечат память о студентах, которые приезжали на стройку века.
ПУСТЬ КАЖДЫЙ ПРОЙДЕТ СВОЙ УЧАСТОК ПУТИ!
Закончив институт по специальности инженера путей сообщения был распределен в город Мичуринск. Поработал совсем немного. И вот в 1979 году получил предложение от военкомата послужить в звании лейтенанта в железнодорожных войсках на главной стройке века БАМе в поселке Февральск Амурской области.
Летели самолетами и вертолетом до поселка уже с семьей. Работали на трассе Меун – Федькин ключ (сейчас ст. Иса) отсыпали земляное полотно под железную дорогу, впереди шли только вальщики леса. Здесь была глухая тайга и тучи мошкары, летом жарко, а зимой холодно и ветренно. Климат был резко-континентальный с муссонными чертами.
Поселок Февральск располагался на болотистых местах. Воинская часть была огорожена деревянным забором. Под одной крышей собрались и дружно работали люди со всех пятнадцати союзных республик. На территори части находился лазарет, но люди болели редко. Продовольственное снабжение в поселке было хорошее.
Фото 1980 года Андреев С.П. |
В городе все напоминало о комсомольских временах. Есть даже музей истории строительства БАМ, украшенный тематическими муралами аж из трех корпусов. Молодой город с населением 50 тысяч человек. Тында получила статус города в 1975 году. Во дворе стоит бочка, в которой жили первые строители БАМа. Советской молодежью был сделан такой качественный рывок в промышленности и градостроениии на БАМе!
Стихи А. Бурматова: Амурская область п.Февральск,
Дальний Восток, Родины край.Суравый климат, кругом тайга.И по дороге мчат поезда…
Поселок Февральск. Праздник «День знаний» 1 сентября 1982 год
Поселок Февральск в Селемджинском районе Амурской области, раскинулся в 710 км восточнее «столицы БАМа» – Тынды. Расположен между реками Селемджа и Бысса. Рабочий поселок строителей возник в августе 1974 года. Февральск являлся важной точкой для военных железнодорожников, а первые жилые вагончики были построены солдатами 20 декабря 1974 года. В декабре 1982 года команда путеукладчика А. Алексеева добралась до станции Февральск.
Фото из открытых источников. Восточный участок БАМа |
В строительстве восточного участка БАМ принимали участие два корпуса железнодорожных войск вооруженных сил СССР. Эти батальоны не назывались напрямую своими воинскими номерами (например, в/ч 21006), а имели таблички с надписью «хозяйство» и дальше шла фамилия командира части. Например, если комбатом был какой-нибудь майор Иванов, то обязательно перед КПП стояла табличка с надписью «Хозяйство Иванова». С 1974-1989 годы именно они уложили 1.5 тыс. км главного пути, что составило почти треть всей протяженности БАМа.
В подразделениях работало много строительной техники из «капиталистических стран». Японские краны «Като» и экскаваторы «Комацу», американские бульдозеры «Катерпиллар» и самосвалы «Магирус» из ФРГ.
Фото из открытых источников |
Восточное крыло БАМа –это героический труд комсомольцев в погонах. О них мало писали. Но они не забыты. Основную тяжесть строительства вынесли солдаты и сержанты, инженеры и политработники, специалисты тыла.
P.S. В Сибири особенно ярко проявлялись лучшие качества человека. Потомки просто обязаны сохранить для истории их гражданские подвиги, их имена. Наладить связь поколений… Она проявляется не только в заботе и памяти о тех, кто был первым. Связь поколений – в продолжении славных дел на планете Земля. И молодые строители магистрали ХХ века доказали это своим трудом!
Этот камень с табличкой установлен в честь воинов железнодорожников, первопроходцев в поселке Февральск. |
Материал подготовлен председателем Озерского отделения фонда поддержки ветеранов комсомола Подмосковья Н.И. Борзяковой. апрель 2024 года