10.06.2021

Размышления о комсомольской жизни с Владимиром Аксеновым

"В нынешний судьбоносный этап развития наше Отечество может выйти из кризиса только при помощи людей, добровольно мобилизованных, готовых к жертвенному и мудрому служению стране, настоящих, а не квасных патриотов."

Предлагаем вашему вниманию интервью с философом и общественным деятелем, лидером комсомола , к.э.н. Владимиром Аксеновым.

ВМЕСТО ЭПИГРАФА. 

- Если бы написать портрет Комсомольца, его образ, то что бы Вы нарисовали?

Небольшая пауза…
Владимир Аксенов: Это был бы роденовский Мыслитель с мастерком в руке…

Вступление.

В конце 60-х Володю Аксенова сокурсники по факультету (отметим, что МФТИ в то время был одним из ведущих вузов мира) избрали секретарем комсомольского бюро (до этого времени он уже был председателем клуба «Романтики», а также успел стать чемпионом института по ряду
 видов спорта). Затем товарищи поддержали его, выбирая секретаря комитета комсомола института…В 1972 он – первый секретарь Мытищинского горкома комсомола, а под его началом была организация числом 36 тысяч человек…Может показаться удивительным , что в комсомольский период развитие, рост лидеров происходил быстро. Но сегодня понимаешь, что это было закономерно в решении больших задач, которые доверяли исполнять молодым, талантливым, энергичным людям.

Становление происходило в практической деятельности. Инструкций и пошаговых рекомендаций для которой, естественно, не было. Само социальное творчество становилось руководством к действию, трамплином для развития. Размышления о комсомольской жизни, о ее траекториях, диалоги с Владимиром Аксеновым о ценностях и опыте комсомольского творчества,- все это стало основой интервью Аллы Сущинской о живой истории, устремленной в будущее…

ПРО ОСОБЫЕ КАЧЕСТВА СОВЕТСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Алла Сущинская: Скажите, Владимир Александрович, в чем, на Ваш взгляд , главная «комсомольская тайна», секрет прочности и успешности, который сегодня не только стоит раскрыть, но и, возможно, взять с собой из века минувшего в настоящее время?

Владимир Аксенов: Главная «тайна» заключалась в искренности нашего коммунистического мировоззрения, в нашем коллективизме. Каждому из нас было важно ощущать себя частью единого целого, испытывать чувство солидарности, стремиться делать мир лучше так, как мы тогда это понимали… В то время у нас, молодых людей, не было больших сомнений, что мы с чем-то не справимся. Комсомольская работа стала для большинства не просто свободным выбором, а потребностью,делом по призванию. Общеизвестна формула, ставшая частью советской мифологии: «Партия сказала – Надо! Комсомол ответил- Есть!»…( подробнее про Идеологию читайте далее). И это чувство ответственности тоже было одной из «тайн» мощности комсомола.
В основе организации была самодисциплина и стремление следовать принципам демократического централизма, нормам морального Кодекса строителя коммунизма (который, как признает немало мудрых людей, органично перекликается с православными христианскими заповедями). От детсадовского возраста, в школе, потом в институтах и, наконец, на рабочем месте в людях формировались не просто личные качества, а вполне определенные жизненные ценности и позиции.

Для нас, комсомольцев, естественным было стремление быть полезными родному Отечеству. Мы были отзывчивы и неравнодушны, искренне заботились о справедливости и благополучии людей. Нас объединяли такие, пожалуй, редкие нынче качества как товарищество, коллективизм, общие идейно-нравственные ценности, искренняя любовь к Родине.

Мы чувствовали свою востребованность, доверие и простор для творчества. Это и приводило к конкретным результатам наших молодежных дел.

Алла Сущинская : Что наиболее интересное Вам вспоминается о комсомольской работе в Подмосковье в 70-е? О чем мечтали, какие проекты, как сейчас модно называть, осуществляли?

Владимир Аксенов: Откровенно говоря, на мечты времени не очень-то и оставалось, потому что мы жили, воплощая свои коллективные и личные планы в жизнь. Мы ощущали себя строителями будущего и всегда стремились к созиданию. 

Комсомольцы с энтузиазмом откликались на идеи помощи людям. Например, достаточно увлекательным было культурармейское движение, когда городская молодежь брала шефство над культурными объектами на селе . В числе творческих проектов, реализованных тогда, была придуманная в нашей мытищинской организации акция «Впиши свою строку в рапорт Ленинского комсомола ХХУ съезду КПСС». В середине 70-х годов наша организация выступила инициатором   движения « За высокое качество  продукции». А комсомольская организация комбината Стройпластмасс была отмечена премией Ленинского комсомола за развитие этого движения.

Работая секретарем Московского обкома, мне удалось побывать практически во всех городских и районных комсомольских организациях( а их было 44). Поучительно было участвовать в отчетно-выборных конференциях, заниматься военно-патриотической работой, методикой и мероприятиями Ленинского зачета, организацией детско-юношеских игр и многим другим.

Активная деятельность переполняла комсомольские будни… Конечно, отдельное слово хочется сказать о комсомольском товариществе, которое одухотворяло нашу жизнь, научило разбираться в людях. Приходится только сожалеть, что редко нам удается встречаться друг с другом, поднять чарку за комсомол, за товарищество, вспомнить дорогие сердцу моменты, об ушедших из жизни соратниках, а порой и просто покаяться за невысказанные слова любви…

Алла Сущинская: Расскажите подробнее о КМО СССР, которым Вы руководили в 80-е годы.

Владимир Аксенов: Действительно, было такое дело: в декабре 1979 года было принято решение секретариата ЦК КПСС, подписанное М.А.Сусловым, о рекомендации в адрес ЦК ВЛКСМ избрать В.А.Аксенова председателем КМО СССР. Упоминаю об этом ради оживления материала, тем более, что многим из нас до сих пор интересно устройство кадровой «кухни».

Комитет молодежных организаций ( КМО СССР), который я возглавлял с 1980 по 1987 год, по сути осуществлял вопросы развития международного молодежного и студенческого сотрудничества с молодежными организациями различных политических и конфессиональных убеждений многих стран… В те годы авторитет комсомола и КМО был весьма высок в молодежном движении. КМО помогал советской молодежи глубже узнать и понять интересы и цели наших зарубежных партнеров и, с другой стороны, рассказывал сверстникам-иностранцам о нашей жизни. В центре деятельности стояла забота о развитии взаимопонимания, о культуре политического диалога, об укреплении доверия. При помощи слаженных и высокопрофессиональных действий КМО комсомол мог влиять на формирование позиций молодежных, студенческих и детских организаций планеты . 

Наиболее наглядно это проявилось в развитии Всемирного фестивального движения, где комсомольская «рука Москвы» стала рукой, если не всегда друга, то, как минимум, уважаемого партнера.

КМО СССР по сути был «полигоном» для разработки форм сотрудничества, развития взаимопонимания и культуры диалога между молодым поколением разных стран, вступающим во
взрослую политическую жизнь.

Во многом закономерно, что многие наши зарубежные друзья, партнеры реализовали яркую политическую карьеру. Некоторые из них стали президентами, премьер-министрами, руководителями МИДов, международных организаций… В этой связи я отчетливо осознаю, что если бы традиции заинтересованного и культурного диалога, которые мы развивали в молодежном движении, были бы продолжены, то в нынешнем мире было бы наверняка больше взаимопонимания и сотрудничества.

Хочу подчеркнуть, что на работу в КМО приходили молодые коммунисты и комсомольцы, зарекомендовавшие себя на общественной ниве, в научно-исследовательской работе. Набор качеств, которые необходимы для успешной работы в КМО был таков: хорошее, по большому счету, образование; определенная культура мышления; знание и интерес к международной проблематике; хорошие навыки общения; отличное знание языков. Я всегда гордился высоким профессиональным уровнем сотрудников КМО и их высокими компетенциями. Многие люди из числа прошедших школу КМО, впоследствии становились руководителями структур, организаций, а также незаурядными дипломатами, Послами, специалистами Посольств… Более чем уместно вспомнить здесь фигуру моего предшественника на посту председателя КМО – Геннадия Ивановича Янаева, ставшего вице-президентом СССР.

Высокие возможности роста, профессионального и личностного развития были практически у каждого комсомольца. Строилось общество социальной справедливости, равных «стартовых условий». Каждый при желании и данных ему способностях мог вырасти в руководителя высокого ранга, взяв на себя столько ответственности, сколько ему по силам. Достигнуть новых высот при помощи эффективной системы «социальных лифтов»…

О ГЛАВНЫХ ЦЕННОСТЯХ КОМСОМОЛЬЦЕВ

Алла Сущинская: Что значили тогда для комсомольца такие популярные в советское время слова : коллективизм, товарищество, солидарность, энтузиазм?

Владимир Аксенов : Прежде всего, это были настоящие ценности. Не пустые звуки, а слова, включающие сердца. Мы постоянно были объединены единой целью, заняты делом. Мы не боялись ответственности и учились отвечать за дела и слова свои.

По сути даже наши личные дружеские и человеческие отношения рождались на основе товарищества, общего дела. Например, я, будучи секретарем комитета комсомола МФТИ, познакомился с будущей женой, которая пришла в комитет комсомола как комсорг группы, произведя на меня неизгладимое впечатление. В основе комсомольского « фундамента» мысль о том, что вне коллектива человек не способен вырасти в настоящего гражданина. Товарищеские отношения формировались в деятельности для достижения совместной цели, в стремлении работать сообща командой, а не просто конкурировать как порой это бывает сегодня. Личные успехи расценивались как часть общего достижения. И вообще качества людей оценивались в соответствии с комсомольскими представлениями о честности и о правдивости человека, о его открытости людям. О надежности, которая определяется готовностью пойти с товарищем «в разведку». ..

Понятно, что можно по-разному относиться к ВЛКСМ, но нельзя отрицать его выдающуюся роль в воспитании молодежи, в созидании Отечества. Потому-то и жив грандиозный образ легендарного молодежного Союза в нашей памяти. 

Мы и сегодня продолжаем думать, дискутировать о комсомоле, значит, что жив по сей день Комсомольский Дух.

Комсомол оставил нам большое духовное наследие. Оно проявляется у его воспитанников в бодрости мироощущения, в желании жить и созидать, в неспособности к унынию; в вере, что вместе все возможно преодолеть, в неизменной готовности к добрым делам… Недаром сегодня о неравнодушных и борцах за идеи, об энтузиастах и духовно бодрых, активных людях (иногда иронично) говорят : « Ну, ты прямо как комсомолец»..

В сегодняшнем российском обществе большинство « атомизированных», уставших от жизни граждан испытывают  прилив забытого энтузиазма порой только тогда, когда на карточку
«капает» зарплата…Что отличало ранее наше коллективное сознание от западного? Это - душевность, способность делиться искренностью, точнее,«искрой»- светом, любовью к жизни, к людям … Комсомольские ценности мобилизировали всех нас на строительство лучшего социально справедливого общества. Утратив СССР, мы стали терять общие ценности - товарищество и коллективизм, гражданскую солидарность, стали размываться духовно-нравственные опоры.

ПРО ИДЕОЛОГИЮ И СОВРЕМЕННУЮ КАРТИНУ МИРА.

Алла Сущинская: В приснопамятные 90-е годы прошлого столетиянас всех пытались пугать словами «идеология и пропаганда», «социалистический режим»… Ваше отношение к советской идеологии . Нужна ли сейчас идеология и для чего?

Владимир Аксенов : Высокая Идея - это тот смысл, которым живет человек. Советская идеология была построена на солидарности общества и государства. Она базировалась на стремлении к справедливости решения всех вопросов : не только для удовлетворения потребностей человека, но и для их возвышения. Приоритет социальной справедливости животворно влиял на характер человеческих отношений .

Помимо этого массового социально-экономического созидания происходило строительство нового поколения людей («строить» от слова «Троица»)! ИДЕОЛОГИЯ фиксирует систему ценностей человека. Ценности были выстраданными. Они не просто отвечали Кодексу строителя коммунизма, но и отчетливо резонировали Заповедям Христа.  

Очевидно, что на место отсутствующей идеологии приходят, а чаще «инъекцируются» уже чуждые деструктивные, вредоносные идеи. Безусловной ошибкой и в определенной степени глупостью стало решение после распада СССР, что «следует обойтись без идеологии».

Притом, что у наших « заклятых партнеров» за рубежом есть и идеологии, и почти у всех стран- идеологические программы, и соответствующие институты, и механизмы.. И есть многолетняя «сверхзадача» – утилизировать Россию. Сегодня было бы наивной блажью занимать позицию Щедринского « премудрого пескаря».

Это было бы преступлением перед родителями, перед предками, перед будущим поколением, которое мы лишаем « компаса» в море современного общества, взбитого болтовней, пеной демагогии, показухой, извращениями смыслов и слов и самой жизни. Мне кажется, что трудно ощущать себя нормальным человеком, если рядом страдающие, отвергнутые обществом и государством люди.

Алла Сущинская: Отчего же не сохранилась такая добротная идеология? И что все- таки возможно было бы взять у комсомола в наши дни?

Владимир Аксенов: Системная ошибка КПСС и прежде всего ее руководства заключалась в излишней самоуверенности, рождаемой иллюзией контроля развития, в непонимании стратегической роли теоретической мысли в партии, в неспособности стимулировать дискуссии, в отметании новых предложений и идей без их осмысления. Был нарушен баланс между здоровым консерватизмом и способностью к обновлению. Неудивительно, что в условиях почти полного отсутствия критики и самокритики, это привело к догматизму и подмене культуры мышления – благодушным цитированием классиков.

На уровне партийного руководства мы так и не поняли подлинную. Природу и глубину марксизма, его гуманистическое ядро, смысл которого – движение к свободе человека через преодоление различных форм отчуждения, главная из которых – капитал.

( Примечание:
Для тех, кто интересуется вопросами соотношения теоретической программы и практической ее реализации, вопросами потенциала коммунистического учения, кризиса современной экономики и
путей выхода из него, рекомендую прочесть серию материалов В.Аксенова, а также статей В. А. Аксенова совместно с А.И.Юрченко в журнале «Стратегия России» № 4,5,6 за 2020 г.г. на сайте данного издания.)

Дело не в том, чтобы подвергнуть комсомол, КПСС критике (что я мог бы сделать не хуже многих социологов и историков).

Серьезность момента в том, что проблема утраты духовных ценностей до сих пор глубоко не осмыслена даже руководством страны…Нынешняя парадигма мышления не способна решать возникающие проблемы, потому что она сама и создала эти проблемы.

Нерв момента, переживаемого нами, его острота заключается в том, что без провозглашения, без четких формулировок и самой жесткой артикуляции духовно- нравственных ценностей; без создания и без культивирования подлинной Живой

Идеологии -страна наша продолжает дрейфовать в направлении, которое определяется игрой социальных стихий.

Сейчас Россия жизненно нуждается в развитии духовных, концептуальных, технологических и других ресурсов, в их безусловной мобилизации. Поколения, проверенные и закаленные школой комсомола, могли бы подставить свое надежное плечо (а порой подключить и мозги!) для актуализации и ускорения развития России.

В нынешний судьбоносный этап развития наше Отечество может выйти из кризиса только при помощи людей, добровольно мобилизованных, готовых к жертвенному и мудрому служению стране, настоящих, а не квасных патриотов. Вспоминая высокий одухотворяющий образ Александра Невского,800-летие которого мы отмечаем в этом году и, равняясь на его духовный подвиг, мы должны собрать в кулак свои удивительные силы, чтобы противники России осознали полную обреченность планов «прийти на нашу землю с мечом»…

Беседу с философом и общественным деятелем, с лидером комсомола , с к.э.н. Владимиром Аксеновым подготовила к публикации Алла Сущинская, писатель, журналист.



Аксенов Владимир Александрович – российский и советский общественный деятель, кандидат экономических наук, инициатор и разработчик ряда исследовательских, социально-экономических проектов. В.А.Аксенов – специалист и эксперт-аналитик с опытом работы в различных сферах: организационно-управленческой, административной, международных отношений, парламентской деятельности, в экономике, благотворительности, связях с общественностью.

В.А.Аксенов окончил школу в Минске, затем – Московский физико-технический институт (МФТИ). Обучаясь в аспирантуре МФТИ, был избран секретарем комитета комсомола института, затемсекретарем Мытищинского горкома и Московского обкома ВЛКСМ.

В 1980-1987 г.г. – председатель Комитета молодежных организаций СССР, член бюро ЦК ВЛКСМ. С 1987 по 1989 г.г. – заместитель председателя Советского фонда культуры, затем – сопредседатель, директор-координатор Международного Фонда «Культурная инициатива». Депутат Верховного Совета РСФСР, заместитель председателя Комиссии Верховного Совета(1980-1989 г.г.). После подписания Договора между РФ и Республикой Беларусь об образовании Сообщества Беларуси и России (1996 г.) В.Аксенов принял самое активное участие в строительстве Союзного государства. В течение десятилетия (1996 – 2005 г.г.) работал Ответственным секретарем Парламентского собрания Союза Беларуси и России, являлся членом Ассоциации генеральных секретарей парламентов мира. В 2005-2015 г.г. директор Центра общественных связей и информации Торгово-промышленной палаты РФ, директор- координатор «Эксповипклуба».

В 2018 году В.А.Аксенов - избран секретарем Правления «Совета ветеранов – министров СССР и РСФСР», заместителем председателя экспертно-аналитического совета.

Яндекс.Метрика