Над пышными кронами деревьев, что в ста шагах от стартового стола площадки № 1 космодрома Байконур, замер зеркальный шар с откинутыми назад серебристыми антеннами. Кажется, закончив свой стремительный бег по просторам Вселенной, искусственный спутник вернулся на Землю, чтобы напомнить людям о торжестве их разума и рук. На четырехгранной стеле — золотистый Герб Советского Союза. У монумента «Спутник» по-особому воспринимаешь его символику: серп и молот, колосья, перепоясанные пятнадцатью лентами, и красную звезду, поднявшуюся над земным шаром, подсвеченным солнцем... Космодром - детище страны рабочих и крестьян, нашего многонационального содружества народов. Ниже герба высечено: «Здесь гением советского человека начался дерзновенный штурм космоса. 1957 г.».
В 1948-м году ракетный конструктор Михаил Тихонравов провел доклад для научных кругов о составных ракетах и результатах расчетов, согласно которым разрабатываемые 1000-киллометровые ракеты могут достигать больших расстояний и даже вывести на орбиту искусственный спутник Земли. Однако, подобное заявление подверглось критике и не было воспринято всерьез. Отдел Тихонравова в НИИ-4 был расформирован в связи с неактуальными работами, однако позже усилиями Михаила Клавдиевича вновь собран в 1950-м году. Тогда Михаил Тихонравов уже прямо заговорил о миссии по выводу спутника на орбиту.
После создания баллистической ракеты Р-3 на презентации были представлены ее возможности, согласно которым ракета была способна не только поражать цели на расстоянии 3000 км, но и вывести спутник на орбиту. Так к 1953-му году ученым все же удалось убедить высшее руководство в том, что вывод орбитального спутника возможен. А у руководителей вооруженных сил возникло понимание перспективности разработки и запуска искусственного спутника Земли (ИСЗ). По этой причине в 1954-м году было принято постановление о создании отдельной группы в НИИ-4 с Михаилом Клавдиевичем, которая занималась бы проектированием спутника и планированием миссии. В том же году группа Тихонравова представила программу освоения космоса, от запуска ИСЗ, до высадки на Луну.
Однозначно на вопрос «кто изобрел Спутник-1?» - ответить нельзя. Разработка первого спутника Земли происходила под руководством Михаила Тихонравова, а создание ракеты-носителя и вывод спутника на орбиту - под началом Сергея Королева. Однако над обоими проектами трудилось десятки тысяч ученых, научных сотрудников и представителей промышленности.
Когда рождался космический первенец, среди инженеров и конструкторов шли споры: «Каким ему быть по форме?» Одновременно собирали три спутника: один сложный, в виде конуса, с двенадцатью приборами на борту; другой - обитаемый, с камерой для собаки; ну а третий - простейший, ПС1. Никто не знал, какой именно спутник полетит первым.
Выслушав доводы сторон, С.П. Королев заявил категорически: «Шар и только шар!» - И, не дожидаясь вопросов, объяснил свой замысел: «Шар, его форма, условия его обтекания с точки зрения аэродинамики досконально изучены. Известны его плюсы и минусы. И это имеет немаловажное значение. Но дело в данном случае в другом. Поймите - первый! Когда человечество увидит искусственный спутник, он должен вызвать у всех добрые чувства. Что может быть выразительнее шара? Он близок к форме естественных небесных тел нашей солнечной системы. Люди воспримут спутник как некий образ, как символ космической эры.
На борт спутника считаю нужным установить такие передатчики, чтобы его позывные могли принимать радиолюбители на всех континентах». Затем, повернувшись в сторону баллистиков, заключил: «Рассчитайте орбиты полета спутника так, чтобы, используя простейшие оптические приборы, каждый с земли смог видеть полет спутника».
Это требование Сергея Павловича было выполнено ещё и благодаря тому, что металл для оболочки космического первенца в условиях строжайшей секретности выплавляли из особого алюминиевого сплава мастера Ступинского металлургического комбината, а полированная поверхность прошла специальную обработку. В память об этом трудовом подвиге ступинских металлургов в 2017 году на аллее в честь особо знаковых событий города был установлен память со спутником в натуральную величину. А 12 апреля текущего года около него собрались ветераны производства, чтобы отпраздновать 60-летие первого в мире пилотируемого полета в космос Колумба Вселенной Юрия Алексеевича Гагарина.
Для выполнения необходимого объёма исследований в спутнике диаметром 58 см размещалась специальная аппаратура и источники энергопитания. С целью поддержания постоянной температуры его внутреннюю полость заполнили азотом, который приводился в движение специальными вентиляторами. Общий вес первого космического аппарата равнялся 83,6 кг. Четыре стержневые антенны длиной от 2,4 до 2,9 м, установленные на наружной поверхности спутника, во время выведения аппарата на орбиту прижимались к корпусу.
Сборщик первого спутника Юрий Силаев вспоминает: «Взяли большую кастрюлю, налили спирт, бросили туда сухой лед, а когда он растворился, температура достигла -60°С. Туда мы погрузили половину спутника, а вторую «жарили» двадцатью лампами накаливания до +50°. Через каждые 15-20 минут спутник резко переворачивали. Металл шипел, трещал, будто вот-вот лопнет! Испытания продолжались двое суток с небольшими перерывами для проверки работы химических источников питания и датчиков. Практически одновременно с этими испытаниями проходили испытания макета на вибростенде».
Константин Эдуардович Циолковский писал: «Первый великий шаг человечества состоит в том, чтобы вылететь за атмосферу и сделаться спутником Земли. Остальное сравнительно легко, вплоть до удаления от нашей Солнечной системы». И именно этот шаг на пути к исследованию нашей огромной Вселенной был сделан 4 октября 1957 года, когда на околоземную орбиту был выведен первый в мире искусственный спутник Земли, открывший космическую эру в истории человечества. Назывался он просто: «Спутник-1 или ПС-1».
Приказ о летных испытаниях первого спутника Сергей Павлович Королев подписал 2 октября - за два дня до старта - и отправил его в Москву. Хотелось бы обратить внимание: приказ шел не из Москвы на космодром, а из Байконура в Москву. Москва утвердила только 4 октября. Не дожидаясь никаких вышестоящих разрешений, 3 октября ранним утром ракету со спутником вывезли на стартовую позицию. Едва тепловоз тронулся, Сергей Павлович, оглядев стоящих рядом людей, сказал: «Ну, в добрый путь... Пойдемте провожать первенца...»
Оператором командного пункта пусковой площадки в ту историческую ночь был Б.С. Чекунов.
«Ночь с 4 на 5 октября 1957 года особо памятна, - рассказывал мне на одной из юбилейных встреч отечественной космонавтики Борис Семенович. - На старте уже стояла ракета, готовая к пуску, а на вершине ее, под обтекателем - небольшой блестящий шар с прижатыми к нему усами - антеннами. Шли заключительные предстартовые работы. Все - от рабочих до конструкторов, известных ученых - трудились с особым подъемом. Мне было в те дни чуть больше двадцати пяти, и я, признаюсь, не до конца понимал суть происходящего. Но по тому, с какой тщательностью шла подготовка комплекса к старту, как все увереннее звучали слова «космос», «спутник», «орбита», «перигей», «апогей», мы с товарищами чувствовали: вот-вот свершится что-то очень важное... И все-таки никто из нас, конечно, не предполагал, что этот день войдет в историю как начало космической эры.
Мне потом рассказывали, что за полчаса до пуска ракеты у ее подножия появился горнист. Ночную мглу разбудила звенящая медь: «Слушайте все! Слушайте все!»
Запомнились сосредоточенные лица ученых. Говорили вполголоса, словно боясь нарушить торжественность наступающего момента. Когда до выдачи команд на пуск ракеты оставались считанные минуты, Сергей Павлович дал знак заместителю - Леониду Александровичу Воскресенскому.
«Готовность одна минута!» - раздался голос пускающего - полковника Александра Ивановича Носова.
В бункере наступила полная тишина. Не отвожу глаз от кнопки «пуск». Команды идут одна за другой. И наконец, вот - завершающая: «Пуск!» - почти кричит Носов. Нажимаю кнопку. На часах - 22 часа 28 минут по московскому времени.
Множество глаз устремилось в одну точку. С площадки наблюдения видно, как, «откинувшись на спину», отошла от ракеты кабель-мачта. Начался процесс воспламенения. У основания колонны заметались яркие блики... Вспыхивает огненный смерч. Вскипают взбушевавшейся силой клубы бело-серого дыма. На землю обрушивается и катится во все стороны по степи нарастающий гул.
Старт прошел отлично. Преодолев силу перегрузок, испытав леденящую встречу с космическим холодом, окунувшись в вакуум и радиацию и, наконец, ощутив жаркие, обжигающие объятия Солнца, посланец землян начал работать...
«Я много лет ждал этого дня», - признался Сергей Павлович Королев. Это, наверное, была та минута, когда с высоты сделанного он оглядывал свой жизненный путь. У него бывали такие минуты...
Все, кто был в бункере, выбежали на площадку, где только что высилась ракета. Там уже собралось много народу. Все ждали... И вот раздался радостный голос оператора-связиста: «Есть сигнал!» И тут же из динамиков раздались позывные спутника: «Бип-бип-бип...»
Трудно описать словами, что творилось в этот момент. Все поздравляли друг друга, обнимались. Стихийно возник митинг. На нем выступил Сергей Павлович Королев: «Сегодня свершилось то, о чем мечтали лучшие умы человечества. Пророческие слова Циолковского о том, что человечество не останется вечно на Земле, сбылись. Сегодня на околоземную орбиту выведен первый в мире искусственный спутник. С выводом его начался штурм космоса. И первой страной, проложившей дорогу в космическое пространство, стала наша страна - Страна Советов...»
Потом главный конструктор благодарил всех, кто участвовал в этой работе, многотрудной и долгой: и здесь, на Байконуре, и в конструкторских бюро, и на заводах. «Большое вам русское спасибо!» - так он закончил свою речь.
Гремело «ура!». От крепких мужских объятий хрустели суставы. Кого-то качали, кто-то притащил арбуз с нацарапанным: «Спутник № 1». Кто-то смеялся, кто-то смахивал слезу. Все куда-то торопились и оставались на месте. И никто не думал тогда, что спустя годы во всех деталях вспомнится этот первый день космической эры.
Королев не сразу заметил, как стало уже совсем светло. Наступило первое утро космической эры, в которую вступила Земля. Но она еще не знала об этом».
За 92 дня работы на околоземной орбите он совершил 1440 оборотов вокруг Земли и прекратил существование 4 января 1958 года. Радиопередатчики аппарата работали на протяжении первых двух недель - его сигналы «Бип-бип-бип» принимали не только в центре управления полетом, но и радиолюбители по всему миру. И сегодня его сигналы может услышать любой желающий, настроив свои радиоприемника на программу «Маяк» в начале каждого часа. Те, кто утверждал, что наблюдал за полетом с Земли, на самом деле видели вторую ступень ракеты «Спутник» - блок «А». Она совершила 882 оборота и прекратила существование 2 декабря где-то в районе Аляски примерно на 59-е сутки полета.
Выдающееся в человеческой истории событие, о котором столетиями мечтали люди Земли, останется в веках. «Спутник-1» стал началом этой прекрасной легенды. Ему суждено войти в историю как величайшему творению человека XX века. И не случайно XVIII Международный конгресс по астронавтике утвердил день 4 октября 1957 года началом космической эры.
За рубежом его называли «Красной луной». Набрав специальный номер телефона в Вашингтоне и Лондоне, можно было услышать его радиоголос, записанный на пленку. Как шутили многие в те дни, первый спутник говорил по-русски. Это его величали западные газеты «русским чудом», «открытием нашего века». И даже «Нью-Йорк таймс» вынуждена была признать: «Этот конкретный символ будущего освобождения человека из-под власти сил, приковывающих его к Земле, создан и запущен советскими учеными и техническими специалистами. Все на Земле должны быть благодарны им. Это подвиг, которым может гордиться все человечество». Первые витки спутника стали первыми шагами мировой космонавтики.
Провидческими были слова премьер-министра Индии Неру, сказанные после запуска первого спутника, отражающие с поразительной точностью реалии сегодняшнего дня: «В свете такого потрясающего научного достижения военные союзы отжили свой век. Возникла настоятельная необходимость в контроле международной политики, чтобы сохранить человечество».
Не прошло и месяца после запуска ПС-1, как 3 ноября 1957 года был запущен ПС-2 - второй ИСЗ весом 508,3 килограмма, впервые выведший в космос живое существо - собаку Лайку. Спутник был запущен в честь юбилея 40-й годовщины Октябрьской социалистической революции по личному указанию Генерального Секретаря ЦК КПСС Никиты Сергеевича Хрущева.
Кстати, первым ИСЗ, удачно запущенным в США 1 февраля 1958 года, стал «Эксплорер-1» (англ. Explorer-I - исследователь) массой 8,3 килограмма. Но это уже другая история.
Когда-нибудь о деяниях автоматических разведчиков Вселенной напишут многотомные труды. Наши внуки и правнуки с благоговением будут перелистывать их страницы, восхищаясь смелостью мысли старшего поколения середины 50-х годов ХХ-го столетия. По-разному и на разных языках расскажут историки о главных этапах штурма космоса. Но короткое слово «спутник» навсегда сохранит русское звучание.
Подготовил
Игорь Кучменко