15 октября в Сочи открылся XIX Всемирный фестиваль молодёжи и студентов. Россия представлена 12576 участниками, иностранных участников, представляющих 184 страны - 12638.
Об истории фестивального движения рассказывает наш товарищ Владимир Аксёнов - второй секретарь МК ВЛКСМ, Председатель Комитета молодёжных организаций (КМО) СССР.
Об истории фестивального движения рассказывает наш товарищ Владимир Аксёнов - второй секретарь МК ВЛКСМ, Председатель Комитета молодёжных организаций (КМО) СССР.
Пламя Всемирного фестиваля движения зажигает сердца всё новым
поколения молодежи!
С 14 по 22 октября 2017 года в России пройдет XIX Всемирный фестиваль
молодёжи и студентов ( ВФМС). Такое решение было принято 7 февраля 2016 года
Всемирной федерацией демократической молодёжи и международными студенческими
организациями на международном консультативном совещании по вопросу проведения
XIX Фестиваля.
С инициативой о возвращении ВФМС в нашу страну выступил Национальный
Совет молодёжных и детских объединений России. Идея проведения Фестиваля в
нашей стране была поддержана Президентом России Владимиром Путиным.
История прошедших фестивалей, берущая начало в 1947 году, - одна из
ярких страниц развития не только международного молодёжного и студенческого
движения, но, пожалуй, и жизни всей планеты.
Озабоченность человечества огромными разрушениями, вызванными Второй мировой войной, понимание острой
необходимости бороться за прочный мир проявились и у послевоенного молодого
поколения, «расходного материала» любого военного конфликта.
Молодёжные организации, в основном коммунистического толка,
вдохновленные духом и идеалами антифашистской борьбы, образовали Всемирную
федерацию демократической молодежи (ВФДМ), а затем и Международный союз
студентов.
Решение о проведении I фестиваля было принято на сессии Совета ВФДМ
(1946), когда уже прозвучала речь У. Черчилля в Фултоне, ознаменовавшая начало «холодной
войны». Подготовка к фестивалю шла в течение двух лет, ею руководил Исполком
ВФДМ, объединявшей тогда в своих рядах более 50 миллионов юношей и девушек. В
фестивале, состоявшемся в 1947 году в Праге, участвовали 17 тыс. представителей
из 71 страны мира.
Естественно, что Комсомол и Антифашистский комитет советской молодёжи
как молодёжные организации страны, внесшие огромный и решающий вклад в победу
над гитлеровским фашизмом и японским милитаризмом, стали активнейшими
участниками борьбы за мир, строительства новых форм организации демократического
молодёжного и студенческого движения и, конечно, фестивального движения.
История этого движения не могла не испытать на себе влияние атмосферы
и основных трендов глобальной международной обстановки, таких как холодная война, распад колониальной
системы, гонка вооружений, разрядка, перестройка в СССР, а затем и его распад.
Нагляднее всего это отражалось как в содержании программы мероприятий
фестивалей, так и в изменениях их лозунгов, что является предметом отдельного
рассмотрения.
Для подготовки к фестивалю создаётся Международный подготовительный
комитет и национальные подготовительные комитеты в странах-участницах.
Обогащение содержания фестивального движения проявлялось в разных
формах - и в проведении фестивалей в столицах капиталистических стран и на
других, помимо Европы, континентах, и в расширении политического спектра
участников фестивалей, их акций, и в отработке более эффективной технологии и
организационной культуры подготовительного процесса.
Вместе с тем стоит подчеркнуть, что определяющую роль в развитии
фестивального движения, особенно в 60-е, 70-е и 80-е гг. минувшего века –
вплоть до распада СССР, играло растущее понимание безальтернативности диалога и
необходимости солидарных действий широких сил молодёжного движения для решения
глобальных проблем современного мира и злободневных задач самой молодёжи.
Важными вехами в развитии фестивального движения стали фестивали,
проведенные в Москве в 1957 и в 1985 году. Примечательно, что в связи с
динамикой общественно-политической жизни и расширением проблематики, требующей
активного включения молодёжи в её разрешение, за год до начала «первого
московского» фестиваля Антифашистский комитет советской молодёжи был
преобразован в КМО (Комитет молодёжных организаций) СССР.
Фестиваль 1957 года стал самым массовым за всю историю фестивального
движения – в нём приняло участие 34 тысячи человек из 131 страны мира;
количество стран тоже стало рекордным длятого времени. Во многом причиной этого
послужил возросший интерес к первому в мире социалистическому государству,
открывшему, как принято говорить, «железный занавес» и сделавшему важный «разрешительный»
шаг на пути облегчения контактов.
Второй Московский (ХII
Всемирный фестиваль 1985 года) наглядно продемонстрировал уровень политической
и организационной зрелости фестивального движения, стремящегося к той
степени обновления и развития. которая отвечает новой реальности, при
сохранении, естественно, оправдавших себя традиций и премственности.
В фестивале и в многомесячном подготовительном процессе к нему участвовали
всё более широкие политические силы. Все решения рождались на основе культуры
заинтересованного политического диалога и готовности к взаимным компромиссам.
Во многом это стало следствием и результатом системной и последовательной
политики и практики широкого многостороннего сотрудничества ВЛКСМ и КМО СССР –
независимо от фестивального движения - с национальными и международными
молодёжными и студенческими организациями, представляющими уникальный по своей
широте политический спектр.
Понятно, что после исчезновения СССР с политической карты мира,
упразднения ВЛКСМ и "попавшего под раздачу" (вне всякой мало-мальски
разумной даже для того смутного времени политической логики) КМО потенциал фестивального движения существенно
ослаб. Вместе с тем у нынешнего молодого поколения России, имея в виду
инициативу его организаций о проведении ХIХ Всемирного фестиваля молодежи и
студентов в России в 2017 году, есть шанс вдохнуть в фестивальное движение
новую энергию, испытать себя в большом и серьезном деле.
А теперь, после приведенного выше материала концептуального характера,
- немного предметной конкретики по
истории фестивального движения
Всемирный фестиваль молодёжи и студентов — нерегулярный фестиваль, в основном
левых, молодёжных организаций, проводящийся,
как уже упоминалось с 1947 года. Организаторы — Всемирная федерация
демократической молодёжи и Международный
союз студентов.
В 50-е — начале 60-х годов фестивали проходили под лозунгом «За мир и
дружбу», впоследствии — «За антиимпериалистическую солидарность, мир и дружбу»[1].
Лозунг ВФМС 2017 года: «За мир, солидарность и социальную
справедливость, мы боремся против империализма — уважая наше прошлое, мы строим
наше будущее!».
Примечательно, что первый Всемирный фестиваль молодёжи и студентов в
Праге стал самым продолжительным в
истории фестивального движения — он длился почти 6 недель! В нём приняли
участие. как упоминалось, 17 тысяч человек из 71 страны.
Затем последовали фестивали в столицах стран Восточной Европы:
Будапеште (1949), Берлине (1951), Бухаресте (1953) и Варшаве (1955).
VI всемирный фестиваль 1957 года, прошедший в Москве, стал самым
массовым за всю историю фестивального движения. В нём участвовало 34 тысячи
человек. Они представляли 131 страну мира, что на то время стало рекордом; в пресс-центре были аккредитованы две тысячи
журналистов.
На всех последующих фестивалях число участников было меньшим, однако
рекорд по числу стран, которые были представлены на фестивале, был побит.
Фестиваль готовился в течение двух лет. Это была запланированная
властями акция по «освобождению» народа от сталинской идеологии. Заграница
прибывала в шоке: приоткрывается железный занавес! Идею московского фестиваля
поддержали многие государственные деятели Запада - даже королева Бельгии
Елизавета, политики Греции, Италии, Финляндии, Франции, не говоря уж о
просоветски настроенных президентах Египта, Индонезии, Сирии, руководителях
Афганистана, Бирмы, Непала и Цейлона.
В то время в СССР слово «иностранец» не отличалось сильно от слов «враг»,
«шпион», за исключением разве что представителей соцстран. Любой иностранец
сразу становился экзотикой. И вдруг на улицах Москвы появились тысячи людей со
всех концов света, всех цветов и оттенков кожи.
Благодаря фестивалю в столице появились парк «Дружба» в Химках,
гостиничный комплекс «Турист», стадион в Лужниках и автобусы «Икарус». Кремль стал совершенно свободным для посещений, в
Грановитой палате устроены были молодежные балы. Центральный парк культуры и
отдыха имени Горького отменил плату за
вход.
Фестиваль состоял не только из огромного числа запланированных
мероприятий, но и из неорганизованного и неподконтрольного общения людей. В
особом фаворе была черная Африка. К чернокожим посланцам Ганы, Эфиопии, Либерии
(тогда эти страны только что освободились от колониальной зависимости)
устремлялись журналисты, к ним «в интернациональном порыве» спешили и
московские девушки. Выделяли и арабов, поскольку Египет только что обрел
национальную свободу после войны.
Благодаря во многом фестивалю возник КВН, трансформировавшись из
специально придуманной передачи «Вечер веселых вопросов ТВ-редакции «Фестивальная».
Дискутировали о еще недавно запрещенных импрессионистах, о Чюрленисе, Хемингуэе
и Ремарке, Есенине и Зощенко, о входившем в моду Илье Глазунове с его
иллюстрациями к произведениям не вполне привечаемого тогда в СССР Ф.М.
Достоевского. Фестиваль изменил взгляды
советских людей на моду, манеру поведения, образ жизни и ускорил ход перемен.
Хрущевская «оттепель», диссидентское движение, прорыв в литературе и живописи -
все это началось вскоре после Фестиваля.
Что касается второго Москоского фестиваля - ХII по счету, то не без оснований можно предположить, что большинство
ветеранов Комсомола хорошо помнят его, а немало из них принимали и активное
участие в его подготовке и проведении.
Для целей нашего повествования об истории фестивального движения и его
особенностях уместным было бы подчеркнуть, что на основе системной работы ВЛКСМ и КМО СССР в международном
молодежном и студенческом движении, направленном на поиск объединяющих
ценностей, на развитие культуры политического диалога, к тому времени сложился, как принято говорить,
консенсус широких политических сил молодежного движения по отношению к
Фестивалю. Это выразилось прежде всего в богатом спектре организаций различной
политической направленности ( не говоря уже о конфессиональных, национальных и
культурных отличиях ), которые конструктивно и заинтересованно включились в
процесс совместной подготовки этого Фестиваля и тем самым задали новую высоту
планки фестивального движения. Что скрывается за этим словом
"планка", можете вы спросить!? Отвечаем: расширившийся круг
актуальных тем, прежде всего политических, которые волнуют молодежь планеты,
возросшая духовная зрелость и ответственность, понимание естественности различий
во взглядах на окружающий мир и стремление найти все же - на основе
развивающейся культуры диалога - общий знаменатель для совместных оценок и действий.
XIII Всемирный фестиваль молодёжи и студентов в 1989 году
"побил" два рекорда. Во-первых, он впервые прошёл в Азии. Принимала
гостей фестиваля столица КНДР Пхеньян. Во-вторых, этот фестиваль стал самым
представительным — в нём участвовали гости из 177 стран мира. Специально для
фестиваля был построен грандиозный стадион Первого мая на 150 000 человек,
который и по сей день остается самым вместительным стадионом Земли. Пхеньян
стал самым восточным местом проведения Фестиваля за всю его историю.
В последнем десятилетии ХХ века произошёл самый длительный между
фестивалями перерыв — около 8 лет. Благодаря настойчивости организаций — членов
ВФДМ и поддержке кубинского правительства и лично Фиделя Кастро фестивальное
движение было возрождено: в 1997 году состоялся XIV фестиваль в Гаване.
В 2001 году прошёл XV фестиваль в Алжире. Этот фестиваль стал первым,
прошедшим в Африке. В этом фестивале приняло участие наименьшее число
участников за всю историю фестивального движения — 6500 человек.
XVI Всемирный фестиваль молодёжи и студентов прошёл в Каракасе
(Венесуэла) в 2005 году. В нём приняло участие 17 тысяч человек из 144 стран.
XVII ВФМС успешно прошёл в Претории, ЮАР 13-21 декабря 2010 года.
Место проведения стало самым южным за всю историю фестивального движения.
XVIII ВФМС состоялся в Эквадоре в декабре 2013 года, собрав свыше 8
тыс. участников из 88 стран. Фестиваль проходил в экзотических условиях: в
высокогорном районе на площадке бывшего аэродрома столицы республики Кито, на
высоте около 3 тыс. метров над уровнем моря. Таким образом, это был, в
контексте некоторых наших ремарок, самый высокогорный фестиваль.
Даты и место проведения предстоящего XIX Фестиваля, а также его
логотип (эмблема) и девиз «За мир, солидарность и социальную справедливость, мы
боремся против империализма — уважая наше прошлое, мы строим наше будущее!» были
утверждены на первой международной подготовительной встрече к XIX ВФМС в
Каракасе (Венесуэла) 5 июня 2016 г. Также было решено, что Фестиваль впервые в
истории пройдёт 14-22 октября 2017 г. в двух городах: в Москве ( парад
делегаций) и Сочи (сам фестиваль); символами Фестиваля определены Эрнесто Че
Гевара и Мохаммед Абдельазиз. Впоследствии на третьей международной
подготовительной встрече в Коломбо (на Шри-Ланке) в мае 2017 года было решено,
что XIX ВФМС посвящается Фиделю Кастро в знак признания его вклада в
фестивальное движение.
Напомним также, что бессменной музыкальной эмблемой всех фестивалей
был и остается Гимн демократической молодёжи мира, который звучит все так же
волнующе и страстно в сердце каждого человека, гордящегося пройденной им школой
борьбы и созидания в Ленинском
комсомоле.
(музыка Анатолия Новикова, текст Льва Ошанина). Гимн впервые прозвучал
в 1947 году на Страговском стадионе в Праге на открытии I Всемирного фестиваля
молодежи и студентов. Авторы этого замечательного Гимна - Лев Ошанин (текст) и
Анатолий Новиков (музыка).
Секретарь комитета комсомола МФТИ, Первый
секретарь мытищинского ГК ВЛКСМ, Второй секретарь МК ВЛКСМ, Председатель КМО СССР, член Бюро ЦК ВЛКСМ
(1980-1987 гг.)
Владимир Аксёнов