20 октября 2017 г.

Об истории фестивального движения

15 октября в Сочи открылся XIX Всемирный фестиваль молодёжи и студентов. Россия представлена 12576 участниками, иностранных участников, представляющих 184 страны - 12638.

Об истории фестивального движения рассказывает наш товарищ Владимир Аксёнов - второй секретарь МК ВЛКСМ, Председатель Комитета молодёжных организаций (КМО) СССР. 




Пламя Всемирного фестиваля движения зажигает сердца всё новым поколения молодежи!

С 14 по 22 октября 2017 года в России пройдет XIX Всемирный фестиваль молодёжи и студентов ( ВФМС). Такое решение было принято 7 февраля 2016 года Всемирной федерацией демократической молодёжи и международными студенческими организациями на международном консультативном совещании по вопросу проведения XIX Фестиваля.
С инициативой о возвращении ВФМС в нашу страну выступил Национальный Совет молодёжных и детских объединений России. Идея проведения Фестиваля в нашей стране была поддержана Президентом России Владимиром Путиным.
История прошедших фестивалей, берущая начало в 1947 году, - одна из ярких страниц развития не только международного молодёжного и студенческого движения, но, пожалуй, и жизни всей планеты.
Озабоченность человечества огромными разрушениями, вызванными  Второй мировой войной, понимание острой необходимости бороться за прочный мир проявились и у послевоенного молодого поколения, «расходного материала» любого военного конфликта.
Молодёжные организации, в основном коммунистического толка, вдохновленные духом и идеалами антифашистской борьбы, образовали Всемирную федерацию демократической молодежи (ВФДМ), а затем и Международный союз студентов.
Решение о проведении I фестиваля было принято на сессии Совета ВФДМ (1946), когда уже прозвучала речь У. Черчилля в Фултоне, ознаменовавшая начало «холодной войны». Подготовка к фестивалю шла в течение двух лет, ею руководил Исполком ВФДМ, объединявшей тогда в своих рядах более 50 миллионов юношей и девушек. В фестивале, состоявшемся в 1947 году в Праге, участвовали 17 тыс. представителей из 71 страны мира.
Естественно, что Комсомол и Антифашистский комитет советской молодёжи как молодёжные организации страны, внесшие огромный и решающий вклад в победу над гитлеровским фашизмом и японским милитаризмом, стали активнейшими участниками борьбы за мир, строительства новых форм организации демократического молодёжного и студенческого движения и, конечно, фестивального движения.
История этого движения не могла не испытать на себе влияние атмосферы и основных трендов глобальной международной обстановки, таких  как холодная война, распад колониальной системы, гонка вооружений, разрядка, перестройка в СССР, а затем и его распад. Нагляднее всего это отражалось как в содержании программы мероприятий фестивалей, так и в изменениях их лозунгов, что является предметом отдельного рассмотрения.
Для подготовки к фестивалю создаётся Международный подготовительный комитет и национальные подготовительные комитеты в странах-участницах.
Обогащение содержания фестивального движения проявлялось в разных формах - и в проведении фестивалей в столицах капиталистических стран и на других, помимо Европы, континентах, и в расширении политического спектра участников фестивалей, их акций, и в отработке более эффективной технологии и организационной культуры подготовительного процесса.
Вместе с тем стоит подчеркнуть, что определяющую роль в развитии фестивального движения, особенно в 60-е, 70-е и 80-е гг. минувшего века – вплоть до распада СССР, играло растущее понимание безальтернативности диалога и необходимости солидарных действий широких сил молодёжного движения для решения глобальных проблем современного мира и злободневных задач самой молодёжи.
Важными вехами в развитии фестивального движения стали фестивали, проведенные в Москве в 1957 и в 1985 году. Примечательно, что в связи с динамикой общественно-политической жизни и расширением проблематики, требующей активного включения молодёжи в её разрешение, за год до начала «первого московского» фестиваля Антифашистский комитет советской молодёжи был преобразован в КМО (Комитет молодёжных организаций) СССР.
Фестиваль 1957 года стал самым массовым за всю историю фестивального движения – в нём приняло участие 34 тысячи человек из 131 страны мира; количество стран тоже стало рекордным длятого времени. Во многом причиной этого послужил возросший интерес к первому в мире социалистическому государству, открывшему, как принято говорить, «железный занавес» и сделавшему важный «разрешительный» шаг на пути облегчения контактов.
Второй Московский  (ХII Всемирный фестиваль 1985 года) наглядно продемонстрировал уровень политической и организационной зрелости фестивального движения, стремящегося к той степени  обновления и развития.  которая отвечает новой реальности, при сохранении, естественно, оправдавших себя традиций и премственности.
В фестивале и в многомесячном подготовительном процессе к нему участвовали всё более широкие политические силы. Все решения рождались на основе культуры заинтересованного политического диалога и готовности к взаимным компромиссам. Во многом это стало следствием и результатом системной и последовательной политики и практики широкого многостороннего сотрудничества ВЛКСМ и КМО СССР – независимо от фестивального движения - с национальными и международными молодёжными и студенческими организациями, представляющими уникальный по своей широте политический спектр.
Понятно, что после исчезновения СССР с политической карты мира, упразднения ВЛКСМ и "попавшего под раздачу" (вне всякой мало-мальски разумной даже для того смутного времени политической логики) КМО  потенциал фестивального движения существенно ослаб. Вместе с тем у нынешнего молодого поколения России, имея в виду инициативу его организаций о проведении ХIХ Всемирного фестиваля молодежи и студентов в России в 2017 году, есть шанс вдохнуть в фестивальное движение новую энергию, испытать себя в большом и серьезном деле.

А теперь, после приведенного выше материала концептуального характера, -  немного предметной конкретики по истории фестивального движения
Всемирный фестиваль молодёжи и студентов  — нерегулярный фестиваль, в основном левых,  молодёжных организаций, проводящийся, как уже упоминалось с 1947 года. Организаторы — Всемирная федерация демократической молодёжи  и Международный союз студентов. 
В 50-е — начале 60-х годов фестивали проходили под лозунгом «За мир и дружбу», впоследствии — «За антиимпериалистическую солидарность, мир и дружбу»[1].
Лозунг ВФМС 2017 года: «За мир, солидарность и социальную справедливость, мы боремся против империализма — уважая наше прошлое, мы строим наше будущее!». 
Примечательно, что первый Всемирный фестиваль молодёжи и студентов в Праге  стал самым продолжительным в истории фестивального движения — он длился почти 6 недель! В нём приняли участие. как упоминалось, 17 тысяч человек из 71 страны.
Затем последовали фестивали в столицах стран Восточной Европы: Будапеште (1949), Берлине (1951), Бухаресте (1953) и Варшаве (1955).
VI всемирный фестиваль 1957 года, прошедший в Москве, стал самым массовым за всю историю фестивального движения. В нём участвовало 34 тысячи человек. Они представляли 131 страну мира, что на то время стало рекордом;  в пресс-центре были аккредитованы две тысячи журналистов.
На всех последующих фестивалях число участников было меньшим, однако рекорд по числу стран, которые были представлены на фестивале, был побит.
Фестиваль готовился в течение двух лет. Это была запланированная властями акция по «освобождению» народа от сталинской идеологии. Заграница прибывала в шоке: приоткрывается железный занавес! Идею московского фестиваля поддержали многие государственные деятели Запада - даже королева Бельгии Елизавета, политики Греции, Италии, Финляндии, Франции, не говоря уж о просоветски настроенных президентах Египта, Индонезии, Сирии, руководителях Афганистана, Бирмы, Непала и Цейлона.
В то время в СССР слово «иностранец» не отличалось сильно от слов «враг», «шпион», за исключением разве что представителей соцстран. Любой иностранец сразу становился экзотикой. И вдруг на улицах Москвы появились тысячи людей со всех концов света, всех цветов и оттенков кожи.
Благодаря фестивалю в столице появились парк «Дружба» в Химках, гостиничный комплекс «Турист», стадион в Лужниках и автобусы «Икарус». Кремль  стал совершенно свободным для посещений, в Грановитой палате устроены были молодежные балы. Центральный парк культуры и отдыха имени Горького  отменил плату за вход.
Фестиваль состоял не только из огромного числа запланированных мероприятий, но и из неорганизованного и неподконтрольного общения людей. В особом фаворе была черная Африка. К чернокожим посланцам Ганы, Эфиопии, Либерии (тогда эти страны только что освободились от колониальной зависимости) устремлялись журналисты, к ним «в интернациональном порыве» спешили и московские девушки. Выделяли и арабов, поскольку Египет только что обрел национальную свободу после войны.
Благодаря во многом фестивалю возник КВН, трансформировавшись из специально придуманной передачи «Вечер веселых вопросов ТВ-редакции «Фестивальная». Дискутировали о еще недавно запрещенных импрессионистах, о Чюрленисе, Хемингуэе и Ремарке, Есенине и Зощенко, о входившем в моду Илье Глазунове с его иллюстрациями к произведениям не вполне привечаемого тогда в СССР Ф.М. Достоевского.  Фестиваль изменил взгляды советских людей на моду, манеру поведения, образ жизни и ускорил ход перемен. Хрущевская «оттепель», диссидентское движение, прорыв в литературе и живописи - все это началось вскоре после Фестиваля.
Что касается второго Москоского фестиваля - ХII по счету, то не без оснований можно предположить, что большинство ветеранов Комсомола хорошо помнят его, а немало из них принимали и активное участие в его подготовке и проведении.
Для целей нашего повествования об истории фестивального движения и его особенностях уместным было бы подчеркнуть, что на основе системной  работы ВЛКСМ и КМО СССР в международном молодежном и студенческом движении, направленном на поиск объединяющих ценностей, на развитие культуры политического диалога, к  тому времени сложился, как принято говорить, консенсус широких политических сил молодежного движения по отношению к Фестивалю. Это выразилось прежде всего в богатом спектре организаций различной политической направленности ( не говоря уже о конфессиональных, национальных и культурных отличиях ), которые конструктивно и заинтересованно включились в процесс совместной подготовки этого Фестиваля и тем самым задали новую высоту планки фестивального движения. Что скрывается за этим словом "планка", можете вы спросить!? Отвечаем: расширившийся круг актуальных тем, прежде всего политических, которые волнуют молодежь планеты, возросшая духовная зрелость и ответственность, понимание естественности различий во взглядах на окружающий мир и стремление найти все же  - на основе  развивающейся культуры диалога - общий знаменатель для   совместных оценок и действий.
XIII Всемирный фестиваль молодёжи и студентов в 1989 году "побил" два рекорда. Во-первых, он впервые прошёл в Азии. Принимала гостей фестиваля столица КНДР Пхеньян. Во-вторых, этот фестиваль стал самым представительным — в нём участвовали гости из 177 стран мира. Специально для фестиваля был построен грандиозный стадион Первого мая на 150 000 человек, который и по сей день остается самым вместительным стадионом Земли. Пхеньян стал самым восточным местом проведения Фестиваля за всю его историю.
В последнем десятилетии ХХ века произошёл самый длительный между фестивалями перерыв — около 8 лет. Благодаря настойчивости организаций — членов ВФДМ и поддержке кубинского правительства и лично Фиделя Кастро фестивальное движение было возрождено: в 1997 году состоялся XIV фестиваль в Гаване.
В 2001 году прошёл XV фестиваль в Алжире. Этот фестиваль стал первым, прошедшим в Африке. В этом фестивале приняло участие наименьшее число участников за всю историю фестивального движения — 6500 человек.
XVI Всемирный фестиваль молодёжи и студентов прошёл в Каракасе (Венесуэла) в 2005 году. В нём приняло участие 17 тысяч человек из 144 стран.
XVII ВФМС успешно прошёл в Претории, ЮАР 13-21 декабря 2010 года. Место проведения стало самым южным за всю историю фестивального движения.
XVIII ВФМС состоялся в Эквадоре в декабре 2013 года, собрав свыше 8 тыс. участников из 88 стран. Фестиваль проходил в экзотических условиях: в высокогорном районе на площадке бывшего аэродрома столицы республики Кито, на высоте около 3 тыс. метров над уровнем моря. Таким образом, это был, в контексте некоторых наших ремарок, самый высокогорный фестиваль.
Даты и место проведения предстоящего XIX Фестиваля, а также его логотип (эмблема) и девиз «За мир, солидарность и социальную справедливость, мы боремся против империализма — уважая наше прошлое, мы строим наше будущее!» были утверждены на первой международной подготовительной встрече к XIX ВФМС в Каракасе (Венесуэла) 5 июня 2016 г. Также было решено, что Фестиваль впервые в истории пройдёт 14-22 октября 2017 г. в двух городах: в Москве ( парад делегаций) и Сочи (сам фестиваль); символами Фестиваля определены Эрнесто Че Гевара и Мохаммед Абдельазиз. Впоследствии на третьей международной подготовительной встрече в Коломбо (на Шри-Ланке) в мае 2017 года было решено, что XIX ВФМС посвящается Фиделю Кастро в знак признания его вклада в фестивальное движение.
Напомним также, что бессменной музыкальной эмблемой всех фестивалей был и остается Гимн демократической молодёжи мира, который звучит все так же волнующе и страстно в сердце каждого человека, гордящегося пройденной им школой борьбы и созидания в Ленинском  комсомоле.
(музыка Анатолия Новикова, текст Льва Ошанина). Гимн впервые прозвучал в 1947 году на Страговском стадионе в Праге на открытии I Всемирного фестиваля молодежи и студентов. Авторы этого замечательного Гимна - Лев Ошанин (текст) и Анатолий Новиков (музыка).

Секретарь комитета комсомола МФТИ, Первый секретарь мытищинского ГК ВЛКСМ, Второй секретарь МК ВЛКСМ, Председатель КМО СССР, член Бюро ЦК ВЛКСМ (1980-1987 гг.)


Владимир Аксёнов